Услуги, поддержка, помощь >>

О нас >>

Нормативно-правовые документы>>

Наши партнеры  >>

О ВИЧ/СПИДе, наркомании >>

Новости Проекты

Материалы

Исследования Мониторинг Глоссарий терминов

Исследования

Знания для противодействия ВИЧ/СПИДу в Российской Федерации

Исследования по оценке эпидемиологической ситуации в области ВИЧ/СПИДа

 Информационный бюллетень №5, октябрь 2006

 Подходы к оценке эффективности затрат на отдельные мероприятия по профилактике и ВИЧ-инфекции

Основные выводы

Методика оценки затратной эффективности мероприятий, направленных на противодействие эпидемии является важным инструментом системы стратегического планирования и выбора профилактических программ, наиболее предпочтительных с точки зрения дополнительных расходов и достигаемого эффекта.

В данном исследовании показатель эффективности затрат на предотвращенный случай ВИЧ менялся в пределах от 10 450 до _1 580 рублей (минус означает экономию средств).

Наиболее затратно - эффективным из изучаемых мероприятий является обмен шприцев в сочетании с распространением презервативов для ПИН, также являющихся КСР. Экономия средств для системы здравоохранения наблюдается, как при максимальной, так и при минимальной результативности изменения рискованного поведения у представителей данных групп. Однако, это профилактическое мероприятие дает невысокое число предотвращенных случаев ВИЧ.

Мероприятия только среди ПИН и только среди КСР являются менее эффективными с точки зрения дополнительных затрат, но дают более выраженный эпидемиологический эффект. Обмен шприцев и распространение презервативов среди ПИН — более затратно - эффективно, чем просто распространение презервативов среди КСР.

Эффективность затрат на профилактические мероприятия чрезвычайно чувствительна к параметрам результативности мероприятий и уровня охвата целевой группы. Увеличения эффективности затрат можно добиться как путем увеличения охвата целевой группы, так и улучшением результативности мероприятий. Но расширение охвата представляется более целесообразным, так как с расширением масштаба влияние неопределенности параметров результативности на затратную эффективность значительно снижается.

При реализации программ обмена шприцев среди ПИН при минимальном уровне результативности экономия средств в системе здравоохранения достигается на уровне охвата свыше 60%, а при максимальной результативности — на уровне охвата в 35% и более.

Распространение презервативов среди КСР предотвращает значительное число случаев ВИЧ. Однако, с точки зрения дополнительных затрат, при минимальном уровне результативности расходы возрастают с увеличением масштаба мероприятия, и экономии средств для системы здравоохранения не наблюдается. При максимальной результативности распространение презервативов среди КСР дает экономию средств, и дополнительные затраты снижаются с ростом эпидемиологического эффекта.

Исследование и методология

Задача данного исследования_ сравнение экономической эффективности отдельных мероприятий по профилактике ВИЧ/СПИДа среди ПИН и КСР, с целью выявления тех мероприятий, которые являются наиболее предпочтительными с точки зрения затрачиваемых средств и получаемого эффекта. Исследование проводилось в 2003 г. с использованием методики анализа эффективности дополнительных (инкрементальных) затрат. Методика предполагает измерение дополнительных расходов, требуемых на проведение того или иного мероприятия, и оценку получаемого эффекта, который в данной работе определялся числом предотвращенных случаев ВИЧ. Мы сравнивали три типа профилактических мероприятий: a) распространение презервативов среди коммерческих секс-работниц (КСР); б) обмен шприцев в сочетании с распространением презервативов среди потребителей инъекционных наркотиков (ПИН); и в) обмен шприцев в сочетании с распространением презервативов среди ПИН, которые также являются КСР. Расходы рассчитывались по методике национальных счетов здравоохранения и включали капитальные и текущие расходы.

Эффект мероприятия моделировался на основании оценки его влияния на факторы, определяющие распространение ВИЧ в населении, такие как, частота контактов, вероятность инфицирования, длительность инфекционно-опасного периода и др. Эти оценки были получены на основе обзора существующей литературы (детально обзор представлен в полном варианте отчета). Поведенческие данные, собранные в рамках Программы, использовались в качестве значений исходного уровня.

Размер целевых групп и результативность мероприятий определялись с помощью специально разработанной эпидемиологической модели. Количество предотвращенных новых случаев ВИЧ-инфекции рассчитывалось как разность между прогнозируемым числом инфекций при осуществлении вмешательств и без такового в период времени до 2025 года. Оценки проводились для мероприятий различных масштабов, измеряемых уровнем охвата целевой группы (20%, 40%, 60% и 80%), а также для различного уровня результативности мероприятия: слабое воздействие на изменение поведения(25%) (пессимистический сценарий); и значительное влияние (75%) (оптимистический сценарий). Использовались стандарты дисконтирования, принятые в Великобритании: дисконтная ставка в размере 2,6% в год для числа инфекций, предотвращенных в будущем, а для затрат — в размере 5%.

Анализ расходов на мероприятия рассматривался с точки зрения всего общества и включал не только расходы системы здравоохранения, но и других организаций, например местных некоммерческих организаций (НКО). Анализ финансового эффекта (то есть изменение объема расходов в результате экономии средств из-за меньшего числа случаев ВИЧ) рассчитывался для системы здравоохранения. Затраты здравоохранения, связанные с ВИЧ, рассчитывались на основе классификации принятой в национальных счетах здравоохранения по ВИЧ и включали: (1) стоимость диагностики ВИЧ; (2) стоимость лечения сопутствующих заболеваний у пациентов с ВИЧ; и (3) затраты на профилактику вертикальной передачи инфекции для числа ВИЧ-инфицированных женщин. Показатель затратной эффективности рассчитывается по формуле:

Дисконтированная общая инкрементальная сумма затрат

Дисконтированное число предотвращенных случаев ВИЧ

где общая инкрементальная сумма затрат на мероприятия рассчитывается, как разность между затратами на мероприятия и связанной с их осуществлением экономией средств здравоохранения. 

График 1: Сравнение эффективности затрат на мероприятия, минимальный уровень результативности

 

 

 

Эффективность затрат на предотвращенный случай ВИЧ-инфекции.

В таблице 1 представлены показатели эффекта, дополнительные расходы и коэффициент затратной эффективности, связанные с реализацией трех изучаемых мероприятий, для различных уровней охвата целевой группы и различных сценариев результативности.

 

Таблица 1: Показатели эффекта и расходы на мероприятия для различных уровней охвата и для пессимистического и оптимистического сценариев результативности

 

Сценарий результативности

мероприятие

Охват

Коэфф. затр.эфф. (тыс.руб., 2003)

Число

предотвращенных

случаев инфекции

Дисконтированные

предотвращенные

инфекции

 

Общие дифференц.

затраты (тыс.

руб., 2003 г.)

Дисконтирован-ные дополнит.

затраты (тыс.

рублей, 2003 г.)

Пессимистический (низкий уровень результативности)

Распространение презервативов среди коммерческих секс-работниц

20%

40%

60%

80%

10,45

8,16

5,91

3,71

7 424,44

18 119,57

34 680,79

63 305,25

5 224

12 784

24 547

44 984

85 675,20

162 541,59

223 523,05

251 481,91

54 615

104 297

145 047

167 093

Обмен шприцев и распространение презервативов среди ПИН

20%

40%

60%

80%

0,32

0,18

0,04

-0,1

10 711,52

22 181,08

34 404,72

47 323,66

8 354

17 279

26 782

36 847

3 445,74

3 475,28

-95,68

-7 548,73

2 656

3,119

1,175

-3 579

Обмен шприцев и распространение презервативов среди ПИН — секс-работниц

20%

40%

60%

80%

0,46

0,11

-0,27

-0,69

400,69

929,71

1 690,05

2 928,48

293

678

1 228

2,124

100,45

-140,26

-1 003,08

-3 171,17

133

77

-327

-1 470

Оптимистический

Распространение презервативов среди коммерческих секс-работниц

20%

40%

60%

80%

-0,61

-0,67

-0,72

-0,78

60 707,63

124 721,84

192 006,21

262 333,99

43 284

89,120

137 544

188 478

-58 671,59

-127 971,31

-208 572,18

-301 452,54

-26 390

-59 343

-99 499

-147 899

Обмен шприцев и распространение презервативов среди ПИН

20%

40%

60%

80%

0,53

-0,17

-0,82

-1,41

10 590,72

26 185,84

49 616,03

85 490,25

8 657

20 972

39 074

66 507

8 701,73

-3 761,17

-49 453,16

-148 593,66

4 595

-3 542

-31 967

-93 860

Обмен шприцев и распространение презервативов среди ПИН — секс-работниц

20%

40%

60%

80%

-1,46

-1,49

-1,53

-1,58

1 443,04

3 007,96

4 712,52

6 578,69

1 063

2 215

3 470

4 844

-2 779,91

-5 911,38

-9 457,56

-13 516,73

-1 551

-3 309

-5 314

-7 633

 

В зависимости от типа мероприятия, уровня охвата и достигаемого результата, показатель эффективности затрат на предотвращенный случай ВИЧ варьирует от 10 450 до 1 580 рублей (в ценах 2003 года). Наиболее затратно - эффективным из изучаемых нами вмешательств является обмен шприцев в сочетании с распространением презервативов для ПИН, также являющихся КСР. Моделирование эффекта этого мероприятия показало, что экономия средств для системы здравоохранения наблюдается, как при максимальной, так и при минимальной результативности и увеличивается с ростом уровня охвата целевой группы. Однако, этот подход дает невысокое число предотвращенных случаев инфекции, скорее всего по причине преобладания внутривенного пути передачи ВИЧ в России.

Вмешательства, направленные только на ПИН и только на КСР являются менее рентабельными с точки зрения дополнительных затрат, но дают более выраженный эпидемиологический эффект. Обмен шприцев и распространение презервативов среди ПИН — более затратно-эффективно, чем просто распространение презервативов среди КСР. Для этого мероприятия экономия средств в системе здравоохранения при минимальном уровне результативности, достигается при охвате свыше 60% (график 1), а при максимальной результативности — при охвате в 35% и более (график 2).

Распространение презервативов среди КСР предотвращает значительное число случаев ВИЧ. Однако, с точки зрения дополнительных затрат, при минимальном уровне результативности расходы возрастают с увеличением масштаба мероприятия, и экономии средств для системы здравоохранения не наблюдается. При максимальной результативности распространение презервативов среди КСР дает экономию средств, и дополнительные затраты снижаются с ростом эпидемиологического эффекта.

 

График 2: Сравнение эффективности затрат на вмешательства, максимальный уровень результативности

 

 

Рекомендации

  • ПИН продолжают оставаться одной из наиболее значимых групп населения для эпидемиологического процесса ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Многие исследования также показывают, что значительное число женщин-ПИН оказывает сексуальные услуги за плату или другое вознаграждение, что создает условия для перерастания концентрированной эпидемии ВИЧ в генерализованную. Результаты эпидемиологических и поведенческих исследований, отмечают совмещение практик рискованного инъекционного и сексуального поведения в популяции ПИН, в том числе и оказание сексуальных услуг на коммерческой основе. Мероприятия, направленные на ПИН и КСР, дают высокий эпидемиологический эффект с точки зрения предотвращения новых случаев ВИЧ; а обмен шприцев в сочетании с распространением презервативов среди ПИН_КСР является высоко затратно - эффективным. Полученные выводы указывают на необходимость внедрения и расширения масштабов данных профилактических программ во всех регионах Российской Федерации.

  • Экономический эффект возрастает с возрастанием охвата целевой группы. Поэтому профилактические программы для ПИН и КСР должны стремиться к максимально возможному охвату данных групп. Однако, при этом следует учитывать риск того, что быстрое увеличение охвата может привести к снижению качества оказываемых услуг и результативности в изменении поведения. Также, расширение масштабов может ограничиваться имеющимися ресурсами, особенно людскими и финансовыми. Поэтому планирование расширения масштабов необходимо проводить с учетом и на основе оценки качества оказываемых услуг.

  • Методика оценки затратной эффективности является чрезвычайно важным инструментом при планировании и выборе профилактических программ. Местным органам управления здравоохранением необходимо способствовать внедрению данной методики в систему стратегического планирования и проводить подготовку соответствующих кадров.

Вернуться>>

  АКОО "АнтиСПИД-Сибирь"